Как изменился российский рынок робототехники за 5 лет?
Результаты опроса о развитии робототехнических компаний 2020—2024 гг.
RoboJobs совместно с PRO Роботов и Национальной Ассоциацией участников рынка робототехники провели опрос робототехнических компаний. Опрос проводился весной 2024 года и в нем приняли участие 51 организаций.
Цель опроса — определить, как повлияли COVID-19, СВО и уход западных производителей на развитие робототехнической отрасли.
Новое исследование
о развитии робототехники
в России
Участники опроса
Благодаря опросу впервые за долгое время удалось собрать актуальные сведения о состоянии российского рынка робототехники и о занятости в робототехнических компаниях
производители сервисных роботов
производители промышленных роботов
разработчиков софта для роботов
интеграторы промышленных роботов
крупные корпорации, имеющие собственные подразделения в области робототехники
поставщиков компонентов для роботов
университеты и институты
Указывая область деятельности, компании могли выбрать сразу несколько вариантов. Самыми популярными специализациями стали промышленная робототехника, складская робототехника, диагностика и мониторинг, разработка и поставка компонентов для роботов — их участники отмечали чаще всего.

СОЗДАНИЕ КОМПАНИЙ
Создание компаний
Первым мы задали вопрос о том, с какого года организации осуществляют свою деятельность в области робототехники в России.
Динамика основания компаний
Пик создания робототехнических компаний пришелся на 2017, 2019 и 2022 гг.
Старейшая организация среди опрошенных, которая занимается робототехникой более 50 лет, — это Центральный научно-исследовательский и опытно-конструкторский институт робототехники и технической кибернетики (ЦНИИ РТК), основанный в 1968 г.

Годы основания компаний
25,5% опрошенных компаний были основаны в 2021—2024 гг, а 47,1% — между 2016 и 2020 гг. В 2011—2015 гг. появилось 11,8% компаний, в 2001—2010 гг. — 13,7%. До 2000 г. возникло 2% организаций.
Срок существования компаний
Таким образом, 35,5% опрошенных компаний существуют меньше 5 лет, 39,2% – от 5 до 9 лет. Отметим, что не все компании, которые открывались, до сих пор действуют – некоторые ушли с рынка, они в опросе не представлены.



ЗАНЯТОСТЬ В РОБОТОТЕХНИЧЕСКИХ КОМПАНИЯХ
ЗАНЯТОСТЬ В РОБОТОТЕХНИЧЕСКИХ КОМПАНИЯХ
Чтобы определить, какой размер имеют российские робототехнические компании, мы спросили участников, сколько сотрудников у них было в январе 2024 года.
Количество сотрудников в январе 2024 года.
В январе 2024 года 9,8% компаний имели штат более 100 человек, 11,8% — от 51 до 100 человек, 9,8% — от 31 до 50 человек. В 35,3% компаний числилось от 11 до 30 сотрудников, в 33,3% — до 10. Медианное число сотрудников в опрошенных компаниях составило 20 человек.
Планы роста
88,2% респондентов сообщили, что собираются увеличить штат. 11,8% заявили, что изменений не предвидится. Никто из опрошенных не ответил, что собирается сокращать сотрудников.

Динамика рабочих мест
В случае положительного ответа на предыдущий вопрос мы попросили уточнить, на сколько человек каждая компания рассчитывает увеличить штат. В сумме за год 45 компаний планируют создать 580 рабочих мест — на 19,2% больше, чем в январе 2024. Таким образом, к началу 2025 года в компаниях-участниках опроса будет 3591 сотрудник.

Таблица 1. Изменение занятости в робототехнических компаниях 2020—2025 гг.


Год Число компаний Количество сотрудников Рост занятости %
Январь 2020 33 1 671
Январь 2021 38 1 895 13,4%
Январь 2022 42 2 037 7,5%
Январь 2023 47 2 482 21,8%
Январь 2024 51 3 011 21,3%
Январь 2025 (прогноз) 51 3 591 19,2%

По итогам 2020—2024 гг. мы подсчитали среднегодовой прирост числа сотрудников в робототехнических компаниях. Он составил 15,8%.


КАКИЕ НУЖНЫ СПЕЦИАЛИСТЫ?
КАКИЕ НУЖНЫ СПЕЦИАЛИСТЫ?
Мы также уточнили, какие специалисты нужны компаниям для развития
Потребность в новых кадрах в 2024 году
Самыми востребованными специальностями для робототехнических компаний стали:

  1. Инженер-конструктор.
  2. Программист.
  3. Менеджер по продажам.

Меньше компаний ищут сотрудников на вакансии:

  1. Специалист по международным продажам и внешнеэкономической деятельности.
  2. Логист.
  3. Инженер-исследователь.

Эти позиции актуальны в основном для крупных компаний (отметим, что среди опрошенных только 21,6% имеют более 50 сотрудников).
Привлечение студентов
Также мы спросили, как участники опроса относятся к привлечению на работу студентов. Большая часть компаний уже принимает студентов на работу для прохождения стажировки, для выполнения проектной работы или в штат. Только 10% респондентов не работают и не планируют сотрудничать с вузами и привлекать студентов.

РОСТ ВЫРУЧКИ КОМПАНИЙ
Для оценки динамики рынка мы попросили участников опроса предоставить данные о выручке за 2021, 2022 и 2023 гг.
Объем выручки
Информацией о своей выручке за три года поделилась 31 компания. Часть респондентов не готовы раскрывать эти данные.
Совокупный объем выручки у опрошенных компаний составил:

  • 2021 17,6 млрд руб.
  • 2022 20,3 млрд руб.(+15,3% относительно предыдущего года)
  • 2023 29,3 млрд руб. (+44,3% относительно предыдущего года).
  • 2024 прогноз — 32,1 млрд руб.(+ 9,5% относительно предыдущего года)
Изменение количества клиентов
Следующими мы задали вопрос о количестве клиентов. У большинства компаний (70,6%) в 2023 году увеличилось количество клиентов. В то же время у 11,8% компаний оно сократилось, а у 17,6% – осталось неизменным.

Для оценки зрелости робототехнических компаний мы задали вопрос о стадии развития их продуктов. Участники могли выбрать несколько стадий, если они создают несколько продуктов. 76,5% опрошенных указали, что их проекты находятся на стадии коммерциализации, — это значит, что ¾ компаний еще только доводят свои разработки до рынка и тестируют гипотезы об их продаже. В то же время 45% опрошенных уже занимаются масштабированием производства.
Экспорт
Развитие экспорта
58,8% респондентов не экспортируют свои решения и пока не планируют выходить на зарубежные рынки. Только 21,6% компаний уже экспортируют свои товары и услуги за рубеж, а 19,6% — намереваются развивать экспортное направление в 2024 году.


  • да — 11 компаний
  • нет — 30 компаний
  • планируем заняться этим в 2024 году — 10 компаний



Сравнение с 2020 годом
В опросе НАУРР за 2020 год экспорт считали приоритетным направлением деятельности 42% компаний. 20% уже экспортировали товары и услуги за границу, 22% собирались заняться этим в 2021 году. 58% компаний не развивали экспортное направление.

  • Таким образом, за 4 года количество компаний, работающих на экспорт, незначительно увеличилось. При этом в целом российские робототехнические организации стали больше ориентироваться на внутренний, а не на внешний рынок. Некоторые компании, для которых экспорт был в приоритете, открыли юридические лица в других странах, чтобы продолжить осуществлять поставки за рубеж.
Приоритетные направления экспорта

Для развития экспорта компании оценивают следующие регионы как наиболее перспективные:

  1. Юго-Западная Азия (ОАЭ, Саудовская Аравия, Турция, Иран, Ирак, Сирия, Азербайджан, Армения и т.д.)
  2. Центральная Азия (Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан, Туркменистан, Таджикистан).
  3. Юго-Восточная Азия (Сингапур, Малайзия, Индонезия, Вьетнам, Таиланд и т.д.).

Наименее перспективными регионами для экспорта российские робототехнические компании считают Северную Америку, Австралию, Южную Азию (Индия, Непал, Пакистан, Афганистан) и Западную Европу.
Выводы
1
Положительная динамика
Опрос показал, что, несмотря на Covid-19 и СВО, российские робототехнические компании демонстрируют положительную динамику по многим показателям. Большинство из них за 2023 год увеличили количество клиентов и выручку. 88,2% организаций планируют в 2024 году открыть новые рабочие места. Суммарно их будет 580 — на 19,2% больше, чем в январе текущего года. Таким образом, план по росту найма составляет приблизительно 20% в год. Больше всего робототехнические компании нуждаются в квалифицированных инженерах-конструкторах, программистах и менеджерах по продажам.
2
Увеличение экспорта
Представители 21 компании, участвовавшей в опросе, отметили, что помимо ведения бизнеса в России они экспортируют товары и услуги на зарубежные рынки или собираются налаживать экспорт. Самыми привлекательными регионами для этого назвали Юго-Восточную, Юго-Западную и Центральную Азию.
3
Последствия ухода иностранных компаний
Также можно сделать вывод, что уход иностранных партнеров из России не имел серьезных отрицательных последствий для робототехнической отрасли. Наоборот, он способствовал развитию рынка и сделал робототехнику более привлекательным направлением для инвестиций. Компании продолжают развиваться, расширяют клиентскую базу и планируют увеличивать количество сотрудников к началу 2025 года.

По вопросам сотрудничества: robojobs@mail.ru


ИП Конюховская Алиса Егоровна

ИНН 236506314

Made on
Tilda